Конечно же, на недельном полевом выходе преподаватели организовывали и проводили самостоятельную подготовку курсантов, участвовали в проведении политико-воспитательных мероприятий, организовывали показ учебных кинофильмов.
Каждый понедельник, на полевые занятия, колонна машин с пограничного училища начинала движение в 07.00. Я жил от училища далеко. Поэтому мне приходилось выдвигаться на кольцевую дорогу и там ожидать и подсаживаться на училищный автобус. Колонна машин, к моему месту ожидания, подходила через 30 мин, то есть в 07.30. Но я должен к месту посадки выходить с запасом времени. Поэтому я подымался в 05.30, за 30 мин. собирался и к 06.00 выходил на проспект Абая, на остановку автобуса или троллейбуса. К 07.00 я добирался на кольцевую дорогу, по которой следовала колонна машин с курсантами и я там подсаживался на автомашину или на автобус. Проходила неделя занятий в ПУЦ и я в субботу, к 16.30, возвращался домой. Наступал очередной понедельник декабря и я снова уезжал в ПУЦ на полевые занятия на целую неделю. И так весь декабрь 1981 года все преподаватели курса проводили занятия в поле, в ПУЦ. Хотя за мной было закреплено две учебные группы, но занятия приходилось почти всегда проводить с тремя группами. Зимой кто-то из преподавателей болел или был в отпуске, командировке, тогда приходилось, по указанию старшего преподавателя, их подменять.
Хотя целый месяц (в декабре) предстояли занятия в поле, а один раз в месяц преподаватель должен был сходить в суточный наряд по училищу – дежурным или помощником дежурного по училищу, или дежурным по учебному корпусу. А так как будние дни были заняты занятиями, то в наряд назначали с субботы на воскресенье. Бывало, приезжал домой с ПУЦ в 16.30, тут же умывался, обедал, переодевался и к 17.50 ехал в училище заступать в суточный наряд. В воскресенье, в 19.00, освобождался с наряда, ехал домой, ночь отдыхал, а в понедельник, рано утром, опять в ПУЦ на полевые занятия, на всю неделю.
Физическая нагрузка на преподавателя тактики на полевых занятиях была приличная. Например, в декабре 1981 года, в первый день занятий, хотя и стояние на месте, но до самого места начала занятий надо было идти 2 км. Весь день стояли, занимались организацией боя, обед доставлялся в поле, ели уже остывшую пищу, ели на морозе, а с наступлением темноты – возвращение в лагерь пешком, опять шагали 2 км.
На второй день полевого выхода, выдвижение к месту занятий на тактическое поле, – опять 2 км пешком, и целый день динамика наступательного боя – километров 15-20 набегали. Таким же образом третий, четвертый, пятый и шестой дни недели. Все в движении, все на ногах.
26 декабря 1981 года нашему ВПКУ – юбилей – отмечали 50-ти летите со дня его образования. Это событие персонал училища отмечал в оперном театре им. Абая. Было торжественное собрание, а затем большой концерт. Были награждения. Мне в честь этой годовщины вручили денежную премию и грамоту.
Наступил январь 1982 года. В то время с курсантами каждой учебной группы 2-го курса отрабатывалась в течение 3-х дней практическая тема в ПУЦ: «Взвод в походном охранении». Морозы в январе под Алма-Атой были очень сильные. Занятия с курсантами отрабатывалась на БТР в движении. Место преподавателя на этом занятии – наверху БТР, в люке над водителем. Приходилось сидеть на холодной броне, а при движении БТР – обдуваться холодным, морозным ветром. Курсанты размещались внутри БТР. Преподавателю приходилось вызывать курсантов по одному в командирский люк и обучать в индивидуальном порядке.
Отрабатывались с курсантами отдельные темы и занятия в классах на основной базе училища, такие как: семинарские занятия по основополагающим темам боевых действий.
Помню, как, однажды, я проводил 4-х часовой семинар не со своей, а с 5-й учебной группой подполковника Доценко В.Ф. по теме: «Рота в обороне». Занятие я проводил интенсивно, не давая курсантам мысленно расслабиться. Рассматривая вопросы касающиеся обороны мотострелковой роты, я заставил курсантов вспомнить, для сравнения, наступление мотопехотной роты армии США. Тогда я беглым опросом начал уточнять: на каком же фронте наступает мотопехотная рота? а – мотопехотный взвод? а какие промежутки в наступлении между взводами? а сколько БТР М-113 в мотопехотной роте? какое вооружение этих БТР? сколько пулеметов М-60 в роте и сколько винтовок М-16? какая боевая скорострельность у винтовок и пулеметов?
Одному курсанту (Петухову) поставил задачу, чтобы он подсчитал и доложил всем – сколько пуль в минуту на один погонный метр в наступлении может создавать мотопехотная рота армии США? После всех заслушиваний на семинаре начали подсчитывать: сколько же пуль на один погонный метр в минуту может создавать наша мотострелковая рота в обороне? и что необходимо, чтобы превзойти противника? Последовательно я опрашивал всех курсантов, некоторых по нескольку раз. Несколько раз опрашивал курсанта Коробку (он был родом с Украины, с какого-то села и учился в основном на тройки), он отвечал, искажая некоторые ударения русских слов, с него начали смеяться, он покраснел и весь замкнулся – стал молчать. Я сильно на него не наседал, относился с пониманием, двойку, рубя, не ставил, давал возможность, при рассмотрении следующих вопросов, чтобы он смог улучшить свой конечный результат.
После первой пары семинара вышли все на перерыв. Ко мне подошел этот курсант, Коробка Анатолий Николаевич, и обратился: «Товарищ майор, вы скажите, – а разве возможно все это запомнить, ведь мы изучаем больше 50-ти дисциплин?» Я ему ответил, чтобы он не отчаивался и популярно объяснил, что при систематическом изучении и повторении учебного материала, все постепенно отложится в голове и он твердо усвоит за четыре года весь материал учебной программы.
В 1995 году я возил с Академии Пограничных войск Украины курсантов на стажировку на ОКПП «Мостиска» и там встретил своего бывшего курсанта по Алма-атинскому училищу, но уже майора Коробку А.Н. Он там, на ОКПП, занимал должность заместителя начальника штаба ОКПП. К тому времени, закончив Военную академию им. М.В. Фрунзе. В 2005 году он приезжал в Академию ПВ Украины, был полковником, занимал должность заместителя начальника штаба пограничных войск Западного направления. Я ему напомнил нашу беседу, когда он обучался на 2-м курсе. Он тоже это вспомнил. Тогда при проведении вечеринки на кафедре тактики пограничной службы в Академии ПВ Украины, он взял слово и поблагодарил меня за те знания, которые я передавал и сказал обо мне, что я не только «Заслуженный учитель Украины», но и всего СНГ, так как мои выпускники, которых я обучал, служили везде на границах своих вновь образованных государств.
А самые интересные занятия с курсантами 2-го курса Алма-атинского ВПКУ бывали в апреле 1981 года, когда с ними отрабатывалась недельная тема: «Взвод в обороне». Занятия начинались в поле с 1-го апреля. Занятия были интересны тем, что всю неделю отрабатывались в опорном пункте взвода, в поле с ночевками.
Тактическое поле для проведения занятий по нашей дисциплине находилось в 2-х км от казарм полевого учебного центра. Там были оборудованы три взводных опорных пункта с блиндажами. Местность там песчаная, поэтому окопы и ходы сообщения были укреплены бетонными плитами. Курсанты эти недельные занятия на втором курсе называли «выживанием». Смотря для кого было это «выживание». Курсанты находились в окопах только одну неделю, а преподаватели «выживали» там целый месяц, проводя занятия со своими учебными группами.
Ясно, что с 1-го апреля 1982 года первым начинал занятия старший преподаватель курса и проводил эти занятия всю неделю, как показные, для всех своих преподавателей. Выдвижение в полевой учебный центр начиналось в понедельник на автомашинах рано утром. С собой брали солдата-повара, походную полевую кухню, дрова, продукты для приготовления пищи. По прибытию в ПУЦ, мы выдвигались прямо в опорный пункт на тактическом поле; там курсанты размещались во взводном блиндаже, оборудованном деревянными нарами; в указанном месте разворачивали палатку для пункта хозяйственного довольствия. Курсовой офицер размещался в блиндаже с курсантами, преподаватели – занимали, в 200 м в тылу, отдельный блиндаж, в котором стояли солдатские койки.
Начинался апрель, а в отдельных траншеях и ходах сообщения опорных пунктов еще лежал нерастаявший снег, и по ночам было еще холодно. В блиндажах стояли железные печки, которые с разрешения старшего преподавателя могли протапливаться дровами. Но в трубу тепло выветривалось очень быстро. По мерам безопасности, мы, преподаватели, разрешали протопить печку только перед началом отдыха личного состава.
После размещения курсантов, ровно в 09.00, в понедельник, старшим преподавателем начинались показные занятия. Мы, преподаватели, строились на левом фланге учебной группы и наблюдали за проведением занятия старшим, важные методические приемы фиксировали в своих блокнотах.
В первый день занятий – отрабатывалась организация заблаговременной обороны мотострелкового взвода. Старшим преподавателем с голоса доводилась тактическая обстановка, курсанты слушали и каждый наносил ее на рабочую карту; далее старший преподаватель предоставлял курсантам 30 мин. времени на подготовку вопросов организации обороны и ставил задачу быть в готовности в должности командира взвода, доложить: уяснение задачи, отдать предварительные распоряжения подчиненным сержантам, оценить обстановку по элементам (противник, свои силы и средства, своих соседей, местность, время года и состояние погоды), решение, отдать боевой приказ на оборону, организовать взаимодействие, всестороннее обеспечение взвода и организовать управление в обороне. По истечению выделенного времени, старший преподаватель приступал к заслушиванию курсантов. После каждого заслушивания делал разбор, активно привлекая к этой работе остальных курсантов группы.
Подходило время обеда на полевом выходе; старший преподаватель назначал раздатчиков пищи – по одному курсанту с каждого отделения, которые выдвигались с термосами к пункту хозяйственного довольствия по ходам сообщения и получали пищу на свои отделения. Раздатчики пищи, получив пищу, по команде старшего преподавателя, выдавали ее на позициях отделений личному составу в котелки, чай или компот наливали в крышки котелков. Вот так курсанты в полевых условиях принимали пищу. После обеда, через 30 минут, занятия продолжались еще пару часов. Затем ужин, прием пищи осуществлялся, как и в обед. Преподаватели, естественно, питались не с котелков, но с полевой кухни, используя имеющиеся у повара тарелки.
После ужина – партийно-политическая работа, которую осуществляли в полевых условиях преподаватели.
Перед наступлением темноты, старший преподаватель назначал состав дежурных огневых средств, которые немедленно занимали свои огневые позиции и доводил порядок действий взвода при нападении противника ночью. Порядок действий взвода в обороне ночью, по расчету, был таков: 1/3 личного состава – отдыхала в блиндаже, а 2/3 – находились на позициях отделений. Через каждые 2 часа происходила смена. Контроль за боевым дежурством личного состава в ночных условиях осуществляли курсовой офицер и преподаватели. Мы ложились на отдых ночью в своем блиндаже. Под одним одеялом было холодно, поэтому накидывали на себя и шинели, но все равно замерзали. Без рюмки 40-ка градусной согреться было трудно. В ночных условиях, с помощниками, преподаватели организовывали вооруженное нападение на обороняющийся взвод. Так что в обороне ночью спокойно не было.
Во второй день занятий – отрабатывалась динамика оборонительного боя методом группового упражнения.
На третий день занятий – организация обороны в непосредственным соприкосновении с противником.
На четвертый день – отрабатывалась динамика оборонительного боя методом группового упражнения.
На пятый день – подготовка к боевым стрельбам взвода в обороне: организация обороны, занятия по мерам безопасности и прием зачетов, занятия по управлению огнем и подразделениями в обороне, подготовка оружия к боевым стрельбам.
На шестой день (суббота) – боевая стрельба взвода в обороне. И в 15.00 – возвращение в училище на основную базу. А в следующий понедельник преподаватели начинали недельные полевые выходы со своими учебными группами: с одной группой, затем со второй, а если закреплено три группы, то и с третьей. Таким образом, весь апрель месяц проводили занятия с курсантами в поле.
В мае 1982 года, после лекций и семинаров, на 2-м курсе проводились с каждой учебной группой 3-х дневные полевые выходы для отработки практических занятий по теме: «Взвод в сторожевом охранении».
В июне – отрабатывались в полевых условиях практические занятия по теме: «Взвод в разведке», такие как: «Взвод в поиске», «Взвод в засаде», «Взвод в налете». На каждое занятие выделялось по 6/4 часа. Это значит 6 часов днем и 4 часа ночью.
В июле 1982 года проводился курсовой экзамен по дисциплине общая тактика. Теоретическая часть экзамена осуществлялась в первый день экзамена в течение 6 часов в классе ПУЦ по билетам; практическая часть – проводилась на тактическом поле. В практическую часть включались все виды боевых действий мотострелкового взвода и обеспечение боевых действий.
Когда не было выездов на занятия в ПУЦ, я частенько, с 06.00 утра, с 4-х литровым бидончиком бегал к бочке за молоком. К 07.00 я успевал справиться с этой задачей для семьи, затем успевал собраться и ехать в училище к 08.30.
В нашем подъезде проживало много молодых семей, со многими мы познакомились, часто собирались вместе на важные мероприятия. На данное время (после развала СССР) кто только и где не живет? Но связь поддерживаем.
Весной 1982 года, был случай, о котором рассказывала мне жена. Я в тот день был в училище, старшая дочь Лена была в школе. Моя жена с маленькой 3-х летней Анжеликой была дома одна. В часов 10-11 дня услышала звонок в квартиру. На вопрос: «Кто там?» – ответил мужчина. Представился, что он из райисполкома и показал какие-то корочки документа. Жена открыла двери, впустила его в квартиру. Он присел на стул, задавал вопросы о возникающих проблемах, еще о чем-то говорил, расспрашивал о соседях. Потом распрощался и ушел. Мне вечером жена об этом рассказала и я ее немного покорил об этом, о ее беспечности: «Зачем она пустила в квартиру неизвестного мужчину? Надо было спросить его фамилию и номер телефона в райисполкоме – позвонить и выяснить, а затем только пускать». Я ей сказал: «Ты, Люба, была недалеко от веревочной удавки». В то время люди рассказывали, что были такие случаи, когда ходили по квартирам жулики под видом работников то райисполкома, то горисполкома, все выведывали, а потом грабили.
С 1-го августа 1982 года меня отправили в очередной отпуск. Вот и решили мы втроем, без маленькой Анжелики, поехать на мою малую родину, на Днепропетровщину. Решили ехать поездом.
Трое суток мы ехали до Москвы и еще сутки – до Днепропетровска. В Лиховку, где я родился, мы больше не приезжали, так как мои родители в 1981 году переехали на постоянное место жительства в село Перемога (в 1,5 км от п.г.т. Подгороднее, под Днепропетровском). В этом селе проживала моя самая младшая сестра Валя. Мои родители там купили хату; вот к ним мы и поехали. Моей дочери Лене было тогда 8 лет и она как раз только закончила 1-й класс. С дороги мы зашли во двор к родителям, а они в то время были все в глине – как раз с одного боку мазали глиной хату. Вот такова была наша встреча с моими родителями.
Рядом с их хатой проходила асфальтная дорога Днепропетровск – Магдалиновка. Ночью было шумно – сюда-туда по дороге ездили автомобили. Там, у родителей, я познакомился с новым мужем моей старшей сестры Люды, Павлом Ивановичем, который был на 14 лет старше Люды. Вместе с ним я хорошо порыбачил в устье р. Самара. Недели три мы гостевали у моих родителей.
В Алма-Ату мы возвращались поездом. Билеты на поезд мы смогли взять только до Москвы. Приехали в Москву, разместились в гостинице «Пекин», отдохнули и решили взять билеты до Алма-Аты. В конце августа народа на Курском вокзале Москвы было очень много. Спросили билеты до Алма-Аты – мест на ближайший поезд не оказалось. Пришлось всякими правдами и неправдами приобретать билеты. Требование на билеты так у меня и осталось, пришлось приобретать билеты за наличные деньги. Таким образом, через сутки мы уехали из Москвы домой в Алма-Ату.
В первых числах сентября 1982 года я вышел на работу. Курсанты нашего дивизиона перешли на 3-й курс. На 3-м курсе мне было работать совсем легко, так как я знал и программу, и методику проведения занятий на 3-м курсе. Ведь я начинал свою педагогическую деятельность в училище с 3-го курса. К тому времени (к сентябрю 1982 года) я приобрел 4-х летний педагогический стаж, прокрутил полностью за четыре года всю программу обучения по дисциплине общая тактика.
Состав преподавателей ПМК на 3-м курсе не претерпел изменений. Курсанты 3-го курса, по учебному плану, готовились с 10 ноября на войсковую стажировку, которую предстояло проводить на учебных пунктах пограничных отрядов. Поэтому перед выездом на стажировку по всем военным дисциплинам отрабатывались методические темы с целью подготовки курсантов в методическом отношении. Поэтому весь сентябрь 1982 года, по нашей дисциплине, шла отработка методических тем.
Наступил октябрь 1982 года. Числа 15 октября 1982 года меня вызвал начальник кафедры подполковник Таратута П.В. и сообщил, что по плану политотдела училища, я командируюсь на 10 дней в Нарынский пограничный отряд (Киргизия) для пропаганды решений последнего Пленума ЦК КПСС на пограничных заставах. Я удивился: ведь я не политработник чтобы меня посылать для пропаганды решений Пленума ЦК КПСС. Но таково решение политотдела училища: кого-то из преподавателей боевой кафедры решили послать для пропаганды.
Получил я в отделе кадров командировочное удостоверение, в финансовом отделении – требования на самолет туда и обратно. Немедленно отправился на аэровокзал за билетом. Билет взял. Собрал необходимые материалы по Пленуму ЦК КПСС для проведения занятий на заставах, собрал себе портфель с вещами, и в указанное время прибыл в аэропорт.
С Алма-Аты до г. Фрунзе летел на АН-12; во Фрунзе пересел на самолет ЯК-40 и долетел до областного центра Нарын. По прибытию в пограничный отряд, доложил начальнику отряда и начальнику политотдела. А до застав с отряда добираться очень далеко. Ближайшая застава от отряда находилась в 100 км. Заставы там все высокогорные, поэтому никого из политработников в училище и не нашли, чтобы послать в этот отряд.
Как и с кем же мне пришлось добираться до пограничных застав?
На 4-ю пограничную заставу ехал с разведотдела отряда майор (киргиз), его фамилии уже не помню. Ехал он на УАЗ-469 и я подсел к нему. Рано утром выехали с Нарына, проехали километров пять в сторону границы, – и закончились все населенные пункты. Ехали все время под гору, дорога гравийная, местность пустынная, среднепересеченная, ни одного дерева ни справа, ни слева. Проехали километров 50, смотрим: слева в 1,5 км стоят три юрты и выпасается стадо баранов. Майор-разведчик мне сказал: «Это – последние юрты, дальше, до самой границы, не будет ни юрт, ни селений. А ехать еще до заставы не меньше 50 км», – и предложил мне заехать к юртам.
Подъехали к юртам; там чабан со всем своим семейством (киргизы) выпасают большое стадо баранов. Встретил нас хозяин радушно; зашли мы в юрту; хозяин расстелил на пол достархан и поставил полулитровую бутылочку водки, приберегаемую для важных гостей. Зашла хозяйка (его жена) поставила молча на достархан еду (лепешки, шурпу), затем принесла кипящий чайник и три пиалы. Мы долго сидели и о жизни чабанов рассуждали; хозяин все в наши пиалы водочку подливал и подливал. Затем хозяйка принесла сваренного в собственном соку 2-х месячного барашка. Ели с лепешками этого барашка – мясо просто таяло во рту. Так просидели мы, ведя разговоры, часа три. Но нам надо было ехать на ближайшую пограничную заставу. С хозяином мы распрощались, поблагодарили за гостеприимство и поехали дальше.
По прохождению многих лет, я часто вспоминал наше посещение этого чабана-киргиза и не только его, но и угощения туркменов. Живя очень далеко от населенных пунктов, он в своей юрте приберегал для важных гостей спиртное, а при их появлении, радушно их встречал и бескорыстно угощал. Мы заехали к чабану – совсем не знакомые ему люди – и встретил он нас радушно, с угощеньем.
И вспомнил я сейчас гостеприимство в Украине. Я тут часто бывал в селах, у будто бы знакомых людей. Все тут, на Украине, кичатся гостеприимством украинцев, но это не так. Тут гостеприимство с запахом корысти. Если корысти нет, то и не предложат даже чашки чая.
Мы продолжили свой путь на автомашине с майором из разведотдела. К вечеру прибыли на заставу. Застава была двухэтажная. Мы поднялись в канцелярию к начальнику на 2-й этаж, сердце колотилось и выскакивало из груди: было такое ощущение, что я как будто пробежал кросс не менее 3-х километров. Оказывается мы находились на заставе на высоте 4 тыс. 200 метров над уровнем моря. Там кислородное голодание. Вода с мясом кипят при температуре + 80 градусов. И что особенного, – чтобы сварилось, надо чтобы кипело мясо часа два-три. Физическая подготовка на высокогорье не проводилась – и при проведении инспекторских проверок застав – не принималась. Лычный состав застав потихоньку втягивался и, самое большое из физических нагрузок, – играли в волейбол.
Я чувствовал себя в высокогорных условиях, как в дурмане, голова была свинцовая, в ушах звенели колокольчики. Офицеры, прослужившие там по нескольку лет, говорили, что заезжать на высокогорье надо под градусами, – так легче переносится.
На 4-й пограничной заставе граница проходила высоко по водоразделу хребта. Местность, в районе дислокации заставы, была похожая на высокогорное плато, среднепересеченная. Водилось там много сурков и хомячков. Хомячки прорывались норами в помещения заставы.
В установленное время, в течение одного часа, я провел на этой заставе свое занятие, о чем сделал запись в журнале политико-воспитательной работы. Позвонил на соседнюю, 5-ю, заставу, и за мной начальник 5-й заставы прислал автомашину ГАЗ-66, на ней я доехал до заставы. Личный состав заставы был к этому времени собран и я провел свое запланированное мероприятие. На 5-й пограничной заставе был начальник штаба пограничного отряда, он ехал на 6-ю заставу и захватил меня с собой на своем уазике. До 6-й заставы ехали километров 16. Мы проезжали мимо большого озера размером (6 на 8) км, которое располагалось на высоте около 4 тыс. метров. Начальник штаба мне поведал, что оно мертвое – там не водилась никакая живность.
Перебираясь с заставы на заставу, я выполнял свою задачу. Питался и ночевал на заставах. Таким образом, время подходило к окончанию моей командировки. Билет на самолет, на обратный путь, я приобрел еще до выезда на заставы, на 25 октября. Поэтому я был спокоен. Проблема была с возвращением в пограничный отряд. До отряда было более 100 км, а попутного транспорта с последней заставы не было. 23 октября 1982 года утром с соседней заставы в отряд отправлялся ЗИЛ-130 с прапорщиком, поэтому меня вечером отправили на ту заставу. Рано утром я выехал с старшиной заставы на ЗИЛ-130 и за четыре часа мы с ним доехали до г. Нарын. Сам г. Нарын – областной центр Киргизии, располагался в большом ущелье. До Нарына летали с г. Фрунзе только ЯК-40, и еще ходило рейсов шесть автобусов. Офицеры говорили, что если появлялись над Нарыном облака, то случалась нелетная погода. В то время в стране был энергетический кризис, было очень тяжело с бензином. Оставался один день до моего отлета; я в отделе кадров сделал отметки в своем командировочном удостоверении. И в этот же день я встретил своего однокашника по академии – майора Александра Гурнака. Он служил в этом пограничном отряде на должности заместителя начальника штаба пограничного отряда. Встретились, поделились своими воспоминаниям о совместной учебе в академии. Он еще оставался холостяком, хотя и было ему 35 лет.
25 октября 1982 года мой рейс (ЯК-40) отправлялся по расписанию в 08.30. Утро в Нарыне в тот день выдалось пасмурное, посмотрел я на небо – было затянуто облаками. У меня в душе появилась тревога, и не зря. К 07.30 я прибыл в аэропорт, он был от отряда совсем недалеко; мне там сказали, что погода нелетная, Як-40 с Фрунзе не прилетал и в такую погоду не прилетит. Я посмотрел вверх на облака, и вокруг себя, – увидел, что падают редкие снежинки. Не теряя времени, я приехал на автостанцию, надеясь уехать до Фрунзе автобусом. Но оказалось, что из шести рейсов был только один, который уехал в 06.00 и больше ни одного не будет. Я возвратился в отряд и там узнал, что через полчаса с пограничного отряда, в г. Фрунзе, будет выезжать на УАЗ-469 начальник политотдела с офицерами на партийную конференцию, которая будет проходить в пограничном округе (в г. Алма-Ата). До Фрунзе в ОВО (оперативно-войсковой отдел) они собирались доехать своим ходом на легковом автомобиле УАЗ-469, а с Фрунзе до Алма-Аты, – городским рейсовым автобусом. Снег на улице начал усиливаться, тут о полете самолетом и речи быть не могло. Билет на самолет я и не пытался сдать – брал я его по требованию.
Попросил я начальника политотдела отряда, чтобы он и меня прихватил до г. Фрунзе. Он ответил: «Если свободное место окажется в машине, то возьмем». Нашлось место поближе к багажнику, и меня взяли.
Все мы выехали в 09.00 25 октября 1982 года. Ехали по горной дороге к г. Фрунзе (ныне Бишкек), а снег начинал идти все сильнее да сильнее. Я волновался и думал: «Хотя бы не вздумали вернуться обратно в отряд». Впереди предстояло преодолеть три горных перевала.
Ой, что было при преодолении перевалов!? При преодолении первого перевала дороги не было видно – все мы вышли из машины, дул сильный ветер со снегом, там, на дороге, лежало уже сантиметров 5 снега и это было только начало снегопада. Мы шли впереди машины, а водитель медленно за нами ехал. Так мы опускались в низину около километра, там ветер был не такой сильный и дорога была менее заснеженная. Все сели в машину и поехали дальше, скорость держали не больше 40 км/час. Через километров пять преодолевали второй перевал: сначала подымались высоко в гору, а затем спуск вниз. И опять на самой вершине перевала ничего не видно, дул сильный ветер, мел снег. Спешивались, долго шли пешком, машина двигалась за нами. Таким же образом преодолевали и третий перевал. Не соблюдая таких мер, можно было бы легко свалиться в пропасть или полететь в глубокий овраг. Вместо трех часов движения, мы затратили целых семь часов. Автомашину начальника политотдела отряда оставили в г. Фрунзе, в пограничном ОВО. Только в 17.00 мы выехали с г. Фрунзе рейсовым автобусом до г. Алма-Ата и к 21.00 приехали в столицу Казахстана.
Да, если бы я не уехал в этот день с г. Нарына, то сидеть бы мне там целый месяц. На второй день я узнал, что в Киргизии был сильный снегопад, снега намело около метра. Многие киргизские глиняные мазанки в населенных пунктах рухнули от тяжести снега. Дороги до населенных пунктов тогда неделями не могли прочистить. Вот в таких погодных условиях я возвращался со своей партийно-политической командировки.
Прибыл я с командировки и стал участником парада на 7-е ноября 1982 года. Прошли ноябрьские праздники и наш 3-й курс готовился к выезду на стажировку на учебные пункты пограничных отрядов, которые начинали свою работу с 15-16 ноября 1982 года.
Руководителем стажировки курсантов в Термезский пограничный отряд (Узбекистан) назначили меня. Часть учебных групп дивизиона, которые отправлялись на стажировку на южную границу, 14 ноября 1982 года в 13.30 (по алма-атинскому времени) выехали поездом Алма-Ата – Ташкент. До Ташкента мы ехали ровно одни сутки. Трем учебным группам, которые ехали стажироваться в Пянджский, Московский и Термезский пограничные отряды надо было ехать, к этим отрядам, одним поездом Ташкент – Душанбе. Остальным учебным группам надо было ехать на Туркменскую границу поездом Ташкент – Красноводск. Наш поезд отправлялся вечером где-то в часов 18.30. Поэтому мы сидели на вокзале и ожидали его.
Хорошо помню, как мы все сидели в зале ожидания и смотрели по телевизору похороны нашего советского генсека Л.И. Брежнева. Его хоронили 15 ноября 1982 года; смотрели, как его в 12.45 (по московскому времени) неудачно опустили в могилу. По ташкентскому времени это было, если не ошибаюсь, 16.45.
Дождавшись своего поезда мы, руководители стажировки, вместе с курсантами, в 18.30 выехали с Ташкента к месту прохождения стажировки. Я со своей учебной группой курсантов спешился в Термезе, и мы направились в пограничный отряд, который дислоцировался не далеко от вокзала.
Термез – это областной центр в Узбекистане, областной центр Сурхандарьинской области. Хлопководство – главное занятие в сельском хозяйстве области.
По прибытию в пограничный отряд, я организовал встречу с командованием пограничного отряда. На встрече до курсантов была доведена обстановка на границе с Афганистаном.
Учебный пункт пограничного отряда был развернут в учебном центре отряда при 5-й пограничной заставе; там еще располагалась отрядная школа сержантского состава. Свободно, в тыл участка, с учебного пункта выехать было невозможно. Со стороны Афганистана мы были отгорожены р. Аму-Дарья, со стороны тыла – контрольно-следовой полосой и сигнализационной системой. Государственная граница проходила по середине р. Аму-Дарья. Мотоманевренная группа пограничного отряда действовала на территории Афганистана в 50-ти км полосе вдоль границы. Проводила зачистку этой местности, дабы душманские вооруженные группы не просочились на советскую территорию.
На учебном пункте было 15 учебных застав, поэтому я привез туда 15 курсантов 3-го курса, – с учетом одного курсанта на каждую учебную заставу. К этому времени приехали на стажировку курсанты 4-го курса Голицынского Высшего пограничного военно-политического училища (Подмосковье) для прохождения стажировки на должностях замполитов учебных застав. Руководителем стажировки от Голицынского Высшего пограничного военно-политического училища был подполковник Долгополов В.А. Я с ним там познакомился и мы расположились в одной комнате.
Молодые солдаты на учебном пункте проходили курс молодого бойца по продолжительности в течение трех месяцев. Мои курсанты стажировались полтора месяца, то есть до Нового года; нам на замену должна была прибыть с пограничного училища следующая группа курсантов 3-го курса.
Курсанты Алма-атинского Высшего пограничного командного училища были назначены на должности заместителей начальников учебных застав (в основном занимались боевой подготовкой).
Начальником учебного пункта там был начальник боевой подготовки пограничного отряда, капитан Иванов – это офицер, участвовавший в боевых действиях на территории Афганистана. Начальниками учебных застав были офицеры, многие из которых также прошли Афганистан. Я на учебном пункте встретил своего однокурсника по училищу – капитана Булгакова, он был начальником учебной заставы на учебном пункте, а основная его должность на боевой заставе – заместитель начальника пограничной заставы. Так он за 11 лет, после выпуска с училища, выше и не шагнул. Видать очень хорошо служил. Также, на учебном пункте, я встретил двух своих выпускников 1980 года – лейтенанта Березина (с 4-й учебной группы) и лейтенанта Парфенова (с 3-й учебной группы). Отзывы командования отряда о работе моих выпускников были положительные.
Заместителем начальника школы сержантского состава в отряде был мой однокурсник по училищу – майор Недай Николай. Он также, как и я, служил рядовым солдатом на заставе в Средней Азии; мы вместе были на подготовительных сборах в г. Душанбе и поступали в Алма-атинское ВПКУ. При встрече было о чем поговорить и вспомнить наши курсантские годы. Два года он был в загранкомандировке в Италии – в охране советского посольства.
Заместителем начальника Термезского пограничного отряда был майор Соколов В.В. – мой однокурсник и по училищу, и по военной академии. Мы три года учились в одной группе в академии. На военных парадах на Красной Площади ходили в одной шеренге, касаясь локтями друг друга. Это была замечательная встреча с ним в г. Термезе. И Мишу Моторного я в отряде встретил, он был майором и занимал должность заместителя начальника отряда по тылу. Мы вместе готовились к поступлению в академию на подготовительных сборах в Бахардене. Он тогда ехал поступать в академию тыла и транспорта в г. Ленинград. При встрече мы вспоминали былые времена.
Наш учебный пункт дислоцировался при 5-й пограничной заставе. Что я видел на этой заставе? Там справа и слева, на ее территории, лежали штабелями 250 и 500 кг авиационные бомбы. От казарм учебного пункта до р. Аму-Дарья было три километра. На всем этом пространстве находились учебные поля: тактическое поле, стрельбище, спортивные городки и т. д. Кроме того, недалеко от 5-й пограничной заставы, за системой, в пограничной полосе, находился мавзолей Аль-Хаким ат-Термизи – среднеазиатского просветителя ХI века. Рядом, на местности, велись раскопки с участием ученых из Москвы. На тактическом поле, при самоокапывании на занятиях, солдаты выкапывали монеты времен Александра Македонского. Поэтому ученые просили все ценные находки приносить им.
Не успели еще начаться занятия на учебном пункте, как солдат учебного пункта направили на уборку тонковолокнистого хлопка. Больше двух недель личный состав учебного пункта помогал убирать на полях хлопок. Что было нам делать с Василием Алексеевичем Долгополовым – руководителем стажировки курсантов Голицынского Высшего пограничного военно-политического училища? Мы увлеклись, во время уборки хлопка, чтением книг. В Термезе, в книжных магазинах, мы приобрели много ценных книг, касающихся классической художественной литературы. Вот и занимались чтением.
В Термезе на базаре продавались очень хорошие и дешевые гранаты (фрукты) – я две посылки отправил в Алма-Ату за время своей стажировки.
Однажды начальник учебного пункта позвал и нас, руководителей стажировки, присутствовать на уборке хлопка, чтобы нам здесь не скучно было. Съездили один раз и мы. Помню, как к 09.00 колонна с солдатами и курсантами прибыла на колхозное поле. Там нас ожидало руководство колхоза. Личный состав с сержантами и курсантами проинструктировали о порядке работ по уборке хлопка, распределили всех по полю и они приступили к работам. Начальник учебного пункта оставил всех начальников учебных застав для руководства работами. Парторг колхоза позвал к летнему стану на достархан начальника учебного пункта, заместителя начальника учебного пункта по политической части, начальника штаба учебного пункта и меня с подполковником Долгополовым В.А. Работы по уборке хлопка были в полном разгаре, и мы уселись вшестером на разосланные ковры перед достарханом. Женщины-узбечки нам молча поднесли по полной пиале сметаны, нарезанных тонкокорых лимонов с сахарком, нарезанных яблок, горячих лепешек. Водитель парторга колхоза принес пару бутылочек «Пшеничной». Наливали водочку в небольшие пиалы, произносили тосты в честь процветания колхоза и перевыполнения плана уборки, выпивали водочку, закусывали лимончиком, яблочками и сметаной с лепешкой. Не успели все это скушать, как женщины принесли нам на достархан по огромной пиале бульона с мясом. Я чувствовал, что уже наелся. А замполит учебного пункта мне на это сказал: «Это еще только затравка!». Часа два мы сидели, разговаривали и тут время к обеду подошло – опять наполнились пиалы спиртным, нам на достархан поднесли бешбармак в крупных пиалах, картошечку с мясом, плов, нарезанные дыни, арбузы и конечно чай. Обедали мы больше двух часов. Потом парторг сказал, что его племянник демобилизовался с армии, проводится «той», и пригласил всех нас к его родственникам. Поехали мы на «той», нас, как уважаемых гостей, разместили в отдельной комнате; к нам зашел в комнату виновник торжества, посидел с нами немного, поговорили с ним, затем он ушел в комнаты к другим гостям, и мы начали пировать в этой отдельной комнате. Женщины-узбечки молча подносили все новые и новые блюда.
Вот так быстро и незаметно прошел весь день, глянули на часы – уже было 17.00. Начали собираться для подведения итогов – ведь личный состав работал до 18.00. Личный состав был тоже накормлен обедом в полевых условиях, об этом позаботился колхоз – ведь помощь оказывалась бесплатно.
После работ было построение личного состава, подвели итоги; передовиков уборки хлопка награждали сувенирами. Вот так и закончился наш выезд в колхоз. Начальник учебного пункта нам поведал, что так они работают каждый день в течение всей уборки хлопка.
Только в первых числах декабря 1982 года на учебном пункте начался учебный процесс. Я контролировал занятия курсантов, подводил итоги, выставлял им в журналы стажировки оценки, проводил инструктажи по предстоящим занятиям. С офицерами и сержантами ШСС пограничного отряда я лично провел инструкторско-методическое занятие по одной из тем общей тактики. Присутствовал я и на стрельбах личного состава учебного пункта.
И что, однажды, наблюдал при проведении стрельб? Припоминаю, как во время проведения стрельб одной из учебных застав, за Аму-Дарьей, на сопредельной территории в 1,5 км от границы, был какой-то афганский кишлак. Услышав гул за рекой, я повернул голову в сторону этого кишлака и увидел два, крутящиеся над кишлаком, советские вертолеты МИ-8. Пришлось определенное время задержать на них свое внимание; и, через мгновение, начали раздаваться взрывы бомб в кишлаке. Молодые солдаты с удивлением и испугом начали смотреть туда. Руководитель стрельб им пояснил: «Не удивляйтесь, – там идет война. После окончания учебного пункта кто-то из вас тоже попадет туда». Оказывается в кишлаке была обнаружена банда душманов и наши вертолеты по ним нанесли бомбовой удар.
Однажды, мы с подполковником Долгополовым В.А. хотели порыбачить в р. Аму-Дарья, но нам не рекомендовали этого, так как из камышей с сопредельной территории имелась опасность обстрела нас душманами из «буров» (английских винтовок). Поэтому наш рыбацкий пыл быстро остыл.
Стажировка курсантов начала подходить к концу, приближался Новый, 1983, год. Мои курсанты, после стажировки, ехали прямо на каникулы. Поэтому для меня была еще одна забота – приобрести билеты на самолеты для курсантов. Этим я занимался в Термезе, заказывал билеты каждому на 30 декабря с аэропорта Термеза.
29 декабря 1982 года с Алма-атинского ВПКУ приехала в Термез на поезде смена моим курсантам. Курсанты, стажировавшиеся до приезда смены, передали свой личный состав учебных застав своим товарищам по училищу.
30 декабря 1982 года, к 10.00, курсанты были доставлены в пограничный отряд, там командование подвело итоги, которые были оформлены приказом по отряду. Выписку из приказа, с оценками курсантам, я взял с собой и начал отправлять курсантов на каникулы. После их отправки, я сам на самолете улетел в Алма-Ату: сначала прилетел до Ташкента на Ан-12, а затем на ТУ-154 – до Алма-Аты.